Колонка редактора — 49

Как писал в своей «Оптике» знаменитый английский физик Исаак Ньютон, «первоначальное устройство таких чрезвычайно искусных частей животных, как глаза, уши, мозг, мускулы, сердце и прочее, также инстинкт зверей и насекомых, – все это не может быть произведением чего-нибудь другого, кроме Мудрости и Искусства Могущественного, Вечно Живого Деятеля, Который, будучи во всех местах, может двигать телами, и, таким образом, образовать и преобразовать части мира гораздо легче, чем мы можем двигать по нашей воле частями нашего тела». Да, восход Солнца, сияние Луны, великолепие небесного свода, грандиозность и гостеприимность шатра под названием «Земля», неповторимая сложность и грациозность человеческих тел – все это знамения существования и значимости Высшего начала всего и вся, мыслящей, живой, целеполагающей Альфы и Омеги бытия. Раз так… Испытания, перепадающие на долю каждого из нас, становятся прямым проявлением Его милости и милосердия. «Что потерял тот, кто обрел Его, и что приобрел тот, кто потерял Его?» – вопрошал когда-то знаменитый суфий Атауллах аль-Искандарани. Главное, чтобы трудности не отражались в зеркале наших эмоций, ведь в этой Вселенной, по сути, нет ничего, кроме Любви и Милосердия. «То, что мы называем «злом», есть лишь необходимое мгновение в нашем бесконечном развитии» – писал философ-экзистенциалист Ф. Кафка. Стало быть, любое зло, что не получает власть над нашим сердцем и волей к оптимизму, есть некое добро, укрепляющее и вдохновляющее, подвигающее и закаляющее. Ведь в этой Вселенной балом правит красота! «Грани мысли» в очередной раз окунают читателей в ослепляющие красоты этого мира, красоты, которые мы часто перестаем замечать по причине мирских сует и нескончаемых амбиций нашего «Эго». Как всегда, мы также совершаем экскурс в жизни святых людей и вообще в историю мира, а также верим, что строфы священных книг ничуть не обветшали вместе с веками и эпохами; напротив, в свете научных сведений об устройстве мира они обретают еще большую глубину и пользу.

Итак, первая статья номера, принадлежащая перу М. Рамизова, о том, что прощение и сострадание есть сам стержень жизненной философии Пророка Мухаммада (с.а.с.) и суть исламского миропонимания. «Моя милость опережает Мой гнев» – так сказал о Себе Всевышний в одном из своих откровений, ниспосланных Пророку. Затем наш взор обращается на чудо, к которому мы так привыкли, что перестали считать таковым – природе. «Только поверхностное знание природы может отводить нас от Бога, более же глубокое и основательное, напротив, возвращает к Нему» – отмечал основоположник идеи научного метода, английский философ Фрэнсис Бэкон. Посему и рассказывает А. Адамом в своей статье о чудесном строении человеческой ДНК. Чем больше мы способны расшифровывать свои собственные генетические коды, тем больше у нас становится шансов дать «биосоциологические» ответы на вопросы «откуда мы» или «кто мы» и еще раз восхититься мощью и силой Творца. А. Усманова показывает чудо кровеносных сосудов человека, великолепно обслуживающих 100 триллионов клеток нашего организма. У взрослого человека количество этих уникальных сосудов, способных «поставлять» клеткам все необходимые вещества и уносить все ненужные, достигает миллиардов. Прекрасно продумано не только то, как они помогают клеткам, но и то, как они могут защитить себя против таких неприятностей, как повышенное кровяное давление. Если, конечно же, человек ведет правильный образ жизни и не преступает граней… М. Фаттахова говорит об уникальном устройстве, спроектированном божественными Знанием и Мудростью в задних конечностях бразильской земляной блохи, и позволяющим ей осуществлять грандиозные для своих размеров прыжки. Устройство стало источником вдохновения для ряда технологов. С. Огретим рассказывает о том, что принципы ньютоновской физики – к примеру, закон инерции – вполне могут быть применены в целях… совершенствования методов и техник преподавания. Социальная тематика, затронутая в начале номера, находит свое продолжение в статье А. Фролова об истории и значении понятия «альтруизм». В ней показывается, что исламское миропонимание альтруистично по своей сути, и что представления об альтруизме у лучших представителей европейского Ренессанса и Просвещения замечательно резонируют с идеями исламских первоисточников. В статье Т. Махаматова говорится о том, что индивидуальные свободы все-же имеют свои границы; нельзя забывать, что существуют не только права, но и обязанности индивидуума по отношению к своему социуму. М. Титаренко рассказывает о том, что мы можем ждать от нынешнего столетия в плане нравственности и воспитанности его представителей. С достоинством воспитать последних с учетом того, что эгоизм и «показуха» стали восприниматься некой нормой, есть задача, неосуществимая без слаженных коллективных усилий. Не обделена вниманием и психология – Х. Лукманов, говоря о работе нашего подсознания, отмечает, что оно впитывает абсолютно все – и плохое, и хорошее. Ценности, поведение, привычки – все это так или иначе регулируется именно подсознанием; такие методики, как «двадцать пятый кадр», действительно воздействуют на наше мировосприятие. Н. Хайруллин в своей истории повествует о том, как разговоры между родителями воздействуют на психику ребенка; он всячески подчеркивает огромную важность родителей как ролевых моделей для своих детей. Раздел медицины представлен статьей М. Арсланова, рассказывающей о важном периоде, следующим за исчезновением у больного человека основных симптомов болезни вплоть до его полного восстановления. В этот момент человек должен уделять своей диете огромное внимание и предпочитать легкоусвояемую еду, молочные и злаковые продукты. Самое интересное здесь это то, что советы современной медицины весьма схожи с советами жившего более тысячи лет назад Пророка Мухаммада (с.а.с.).

Да, «Грани» еще раз заставляют нас окинуть взглядом весь мир и узреть знамения-«аяты» Вселенной. Раз так, то те социальные потрясения и перевороты, что так часто (и особенно в последнее время) происходят в современном мире, перестанут быть мучениями, обратившись в насыщенные мудростью и назиданием послания свыше. Ведь писал же, в конце концов, английский мыслитель Томас де Квинси о том, что «либо человек должен страдать и бороться, достигая тем самым еще большей глубины мировосприятия, либо взор его будет поверхностен, а ум лишен интеллектуального озарения». И даже согласно исключительно математическому методу дифференциального исчисления, принадлежащему знаменитому немецкому мыслителю Г. Лейбницу, максимум блага может существовать только и только при наличии его минимума, т.е. зла. Без одной-двух болезней мы не поймем ценность нашего каждодневного здравия, без нескольких часов ночи мы не осознаем прелесть дневного света…

Молитва вам всем и привет!