Классификация прав человека в исламе

Целью норм исламского права является защита религии, жизни, интеллекта (разума), рода и собственности человека. Религия, жизнь, интеллект, род и имущество являются основными правами человека, которые требуют защиты. Другие права и свободы рассматриваются в рамках этих пяти основных прав.

Религиозные права и свободы
По своей сути все религии на протяжении человеческой истории служили источником права и свободы человека и защищали их. В свою очередь религии, которые, утратив свои основные качества, начали искажаться, привели к ограничению прав и свобод и даже полностью исключили их. Ислам, который остался верен таким своим основным источникам, как Коран и хадисы, сохранил права и свободы человека.

Исламская религия предоставляет мусульманам и немусульманам свободу убеждений и вероисповедания. Согласно аятам «Нет принуждения в религии»1, «Вы исповедуете свою религию, а я исповедую свою»2 и схожим по значению хадисам, в принятии ислама не признается принуждение. Благодаря этой свободе религиозных убеждений и вероисповедания, представители других религий, проживающие в исламских странах, смогли сохранить свою веру, начиная с первых веков возникновения ислама и заканчивая сегодняшним днем.

Право на жизнь
В аятах и хадисах указывается на то, что право на жизнь является одним из наиважнейших прав человека, которое должно быть защищено. Убийство человека определяется как величайший грех и преступление. Согласно исламскому закону за преднамеренное убийство человека преступника ждет воздаяние: «О вы, которые уверовали! Вам предписано возмездие за убитых»3, «Не убивайте человека, кроме как по праву, ведь это запретил Аллах. Если же кто-либо убит без права на то, Мы предоставляем его правопреемнику полную власть [над убийцей], но пусть он не выходит за рамки дозволенного [в отмщении]».4

Одним из основных составляющих права на жизнь является защита физической неприкосновенности. Так же как запрещено убивать человека, не разрешается и нарушать его физическую целостность. «Мы предписали им в нем: душа – за душу, око – за око, нос – за нос, ухо – за ухо, зуб – за зуб, а за раны – возмездие. Но если кто-нибудь пожертвует этим, то это станет для него искуплением».5

Ислам определил законы и правила даже для войн, когда права на жизнь нарушаются чаще всего. Для предотвращения таких нарушений в рамках военного права были определены свои законы и правила. Согласно им во время войны и в невоенных ситуациях запрещен геноцид, не разрешается убивать раненых и сдавшихся, запрещено убийство женщин, детей, священнослужителей и рабочих, которые непосредственно не участвуют в военных действиях, не разрешается наносить вред растениям и животным.6

Свобода мысли и слова
Третьим элементом, который стремится защитить религия и право, является интеллект (разум). Религия и право обращены к людям, обладающим разумом. Душевнобольные, умственно отсталые, дети, спящие, пьяные не несут ответственности с религиозной и правовой точки зрения. В связи с этим разум, свобода мысли и выражения своих мыслей является одной из основополагающих в религии и в праве.

Важным элементом свободы мысли и выражения своих мыслей является «амр биль-маруф и нахй аниль-мункар» (обязанность призывать к хорошим деяниям и отвращать от плохих деяний). Когда мусульманин сталкивается с чем-то порицаемым, он должен, если хватит сил, предотвратить это рукой, если не хватит сил, то языком, а если и на это не хватит сил, то воспротивиться этому сердцем.7

Обязанность призывать к хорошим и отвращать от плохих деяний можно также назвать правом на законную оппозицию. Законное право на оппозицию позволяет в соответствующих правовых рамках критиковать действия людей, общества и государства. Право на оппозицию очень важно для улучшения людей, общества и государства. Если в обществе и государстве пути выражения законной оппозиции перекрыты, то люди в этом случае вынуждены обращаться к незаконным путям и средствам.

В первое время обязанность призывать к хорошим деяниям и отвращать от плохих деяний выполнялась добросовестно, однако, начиная со времен Омейядов, в результате превращения халифата в султанат из-за страха перед правителем эту обязанность перестали выполнять должным образом. В то как время возможность призывать к хорошим деяниям и отвращать от плохих деяний – это не просто право для мусульман, а их обязанность.8 Следующий аят повелевает мусульманам: «Пусть среди вас будет община, которая будет призывать к добру, побуждать к благому и отвращать от дурного. Именно их ждет спасение».9

Право и свобода в создании семьи
Согласно исламскому праву все имеют право создать семью, вступить в брак и иметь детей. Точно так же как индивиды закладывают основу семьи, семья представляет собой основу общества. Здоровые с материальной и духовной точки зрения люди создают здоровые семьи, которые в свою очередь формируют здоровое общество.

Следующие аяты и хадисы побуждают людей к вступлению в брак: «Сочетайте браком тех из вас, кто холост, и праведников из числа ваших рабов и рабынь. Если они бедны, то Аллах обогатит их из Своей милости»10, «Ваши жены – одеяние для вас, а вы – одеяние для них»11, «О, молодые люди)! Пусть те из вас, кто способен содержать семью, женятся, потому что брак оберегает взор от грешного и позволяет лучше сохранить добродетельность. Те же, кто не в состоянии создать семью, пусть соблюдают пост, потому что пост помогает побороть вожделение»12, «Брак – это моя Сунна, те, кто отвернулся от Сунны, не из моей общины. Вступайте в брак, ибо это позволит мне гордиться вашей многочисленностью перед другими общинами».13

Важную часть права на семью составляют права детей. Согласно исламскому праву ребенок рождается с правоспособностью, к семи годам он достигает дееспособного возраста, а по достижении половой зрелости считается полностью дееспособным. Новорожденный имеет такие основные права, как получение хорошего имени, принесение в жертву акика (жертвоприношение в благодарность за рождение ребенка), получение хорошего образования, защита собственности, если таковая имеется. Ребенок, чьи права защищаются до достижения им половой зрелости, после ее достижения считается полностью дееспособным и соответственно может осуществлять любые юридические формальности самостоятельно.

Права женщин также являются одной из составляющих права и свободы на создание семьи. В исламе мужчины и женщины имеют одинаковый статус, при этом ввиду присущих мужчинам и женщинам особых качеств для них предусмотрены некоторые отличные друг от друга правила. По своей сути женщина, так же как мужчина, обладает религиозными, правовыми, человеческими, политическими и коммерческими правами и свободами. Вместе с этим, в связи с тем, что мужчины имеют свои характерные качества, а женщины – свои, между этими правами и свободами могут быть отличия. Среди них, например, право мужчины жениться на нескольких женщинах, необходимость привлечения для свидетельских показаний двух женщин или одного мужчины и т.д. Одной из причин того, что мужчинам позволено жениться на нескольких женщинах, является то, что женщины рано достигают половой зрелости и рано утрачивают способность к деторождению, в то время как мужчины поздно достигают половой зрелости и до старости могут иметь детей. Помимо этого, во времена, когда было много войн, разрешение на брак с несколькими женщинами было обусловлено тем, что многие женщины и дети, оставшиеся без покровительства, нуждались в защите.

Несмотря на высокий уровень, на который ислам поднял права женщин, на протяжении всей истории ислама существовали определенные ограничения этих прав, обусловленные традициями. Эти ограничения, связанные с традициями, представлялись как требования ислама, при этом таковыми не являясь. В то время как ислам предоставляет мужчинам и женщинам права и свободы, соответствующие их положению. В связи с этим необходимо устранить ограничения, являющиеся результатом давних традиций, и применять в отношении женщин права, которые им предоставляет ислам.

Еще одним из прав, связанных с правом на создание семьи, является право на конфиденциальность частной жизни и неприкосновенность жилища. Ислам основан на принципе, что частная жизнь людей является конфиденциальной и запрещает изучение личной жизни других людей. Если личная жизнь человека не приносит вреда другим людям и обществу, то государство не может в нее вмешиваться. Это четко изложено в аятах, которые приведены ниже:

«О вы, которые уверовали! Избегайте частых подозрений, ибо некоторые подозрения грешны. Не подглядывайте и не злословьте за спиной друг друга».14 «О вы, которые уверовали! Не входите в чужие дома без разрешения и без пожелания мира их обитателям. Это лучше для вас: быть может, вы послушаетесь назидания. Если же в доме никого не окажется, то не входите, пока вам не разрешат. А если вам скажут: «Уйдите!», то уходите. Так предпочтительнее для вас».15

Экономические права и свободы
Право собственности является важным правом человека. Ислам принимает право собственности и защищает его. Согласно этому праву каждый человек имеет право пользоваться своим имуществом по своему усмотрению. При этом если право собственности затрагивает права другого человека, возможность его использования ограничена. Пользуясь своим правом собственности нельзя наносить ущерб имуществу соседей. Например, человек, используя принадлежащее ему право собственности, не может действовать так, что это приведет к ухудшению или разрушению соседнего здания. Право собственности может также быть ограничено государством в интересах общества. Некоторые здания и земельные участки могут быть изъяты в связи с общественными нуждами. Помимо соседского права, имущественные права также могут быть ограничены преимущественным и сервитутным правами.16

Одним из экономических прав является право на труд. В рамках права на труд ислам предоставляет всем возможность трудоустраиваться по своему желанию, не выходя за рамки закона. Никто не может распоряжаться заработком, который человек получил, работая в поте лица. Для развития частного предпринимательства необходимо принятие мер для обеспечения социальной справедливости. Любой человек может заниматься любым бизнесом и торговлей, если это не выходит за рамки дозволенного. Государство должно обеспечивать возможности для развития частного предпринимательства, обеспечения социальной справедливости и свободы осуществления деятельности. Для этого оно обеспечивает безопасность государственных дорог, возмещает ущерб, нанесенный ограбленным купцам и гражданам.17

Таким образом, права и свободы человека на протяжении всей истории были основными вопросами, занимающими общества, и остаются таковыми на сегодняшний день. Человечество, которое на пути к сегодняшнему дню прошло через рабство, нищету, работу в наитяжелейших условиях, стремится к расширению своих прав и свобод. Как мы можем видеть, ислам и исламское право предоставляют людям достойные их права и свободы, но государства и общества испытывают трудности в том, чтобы признать их и применять на практике.

Сноска:
1. Аль-Бакара (Корова), 256.
2. Аль-Кафирун (Неверующие), 6.
3. Аль-Бакара (Корова), 178.
4. Аль-Исра (Ночной перенос), 33.
5. Аль-Маида (Трапеза), 45.
6. Белкыс Конан, «Взгляд на Османское государство с точки зрения прав и основных свобод человека», журнал юридического факультета Университета «Гази», XV, год: 2011, выпуск: 4, стр: 260.
7. «Пусть тот из вас, кто увидит порицаемое, исправит это своей рукой, если не хватит сил, то языком, а если и на это не хватит сил, то воспротивится этому сердцем, и это будет самым слабым проявлением веры». Мюслим, Иман, 78.
8. Осман Кескиоглу, Шариат (Исламское право) с точки зрения права и прав человека, Измир 1996, стр. 135.
9. Али Имран (Семейство Имрана), 104.
10. Ан-Нур (Свет), 32.
11. Аль-Бакара (Корова), 187.
12. Бухари, Никях 3; Савм 10; Мюслим, Никях 1.
13. Ибн Маджа, Никях 1.
14. Аль-Худжурат (Комнаты), 12.
15. Ан-Нур (Свет), 27-29.
16. Экинджи, Османское право, стр. 203.
17. Экинджи, Османское право, стр. 203.